+7 (499)398-17-68 info@balletida.ru

Школа-студия балета 'Иданко' - это классическая хореография и балет для детей от 3 до 14 лет и взрослых в Москве

Детская балетная школа-студия: классическая хореография, балет, пластико-ритмические занятия для детей от 3 до 14 лет. Для взрослых: бодибалет, стретчинг, пилатес, популярные танцевальные направления. Хореографические залы: Автозаводская, Академическая, Бауманская, Бутово, Маяковская, Сокол, Таганская.

Вступайте, подписывайтесь ...

Наука рук в балете - Пордебра

Французcкое словосочетание port de bras (port - порт, гавань, убежище; porter - носить; bras - рукa) может иметь множество переводов, равно как и другие слова и словосочетания в языках романской и германской языковых групп. Смысл, который вкладывается в port de bras в балетном мире - это движение рук в комбинации с другими частями тела артиста балета.

Балетный термин port de bras обозначает определенную систему движения рук в балетном танце. Порт де бра предполагает прохождение рук через основные балетные позиции, в определенном образно-геометрическом стиле (закруглённом - arondi, удлинённом - allongé) и в комбинации с поворотами, наклонами головы и корпуса танцора. Порт де бра является c одной стороны важным элементом балетной техники, с другой стороны основой в "науке рук" и полем для художественных изысканий балетмейстеров-постановщиков в области балета.

Port de bras - первое из упражнений, выполняемых на середине зала, без опоры на шест хореографического станка. Этот экзерсис приводит в движение верхнюю часть тела, корпус, голову и, безусловно, руки. Логический посыл рort de bras заключается в том, что руки должны двигаться из одной позиции в другую, подчиняясь определенным установленным правилам, следование которым гарантирует жанровую чистоту и классичность, классичность - в понимании лучшего проявления балетного танца. Корпус и голова так же должны двигаться по определенному алгоритму, строго соотнесенному с движением рук. Port de bras - весьма сложный элемент танца, требующий постоянного внимания и систематических упорных тренировок. Грациозные "правильные руки" - признак хорошей школы и квалификации. Port de bras - составная и неотъемлемая часть всех движений в классическом танце. В учебно-педагогической практике классической балетной школы, при условии заведомого исключения различных новаторских привнесений, насчитывается шесть форм port de bras.

Первая форма рort de bras

Позиция ног - 5-ая, правая впереди, croisé (круазе). Руки двигаются из подготовительного положения в 1-ю позицию, далее в 3-ю, из которой раскрываются во 2-ю позицию и опускаются в подготовительное положение. Корпус держится прямо. Голова при подъеме рук в 1-ю позицию поворачивается лицом к кистям и чуть склоняется влево, взгляд направлен на кисти. При переводе рук из 1-ой в 3-ю позицию голова выравнивается и слегка приподнимается наверх. Взгляд направлен в том же направлении. Во время раскрытия рук во 2-ю позицию голова поворачивается направо. Когда руки опускаются в préparation (подготовительное положение), голова остается повернутой вправо.

View the embedded image gallery online at:
http://balletida.ru/dlya-detej/formy-pordebra#sigProIda9a41a16c2

При выполнии первой формы рort de bras строго сохранятся 5-я позиция ног, подтянутость колен и бедер. Руки движутся плавно, поступательно свободно, но уверенно, корпус удерживается прямо с свободно опущенными и раскрытыми плечами. Голова удерживается, поворачивается и наклоняется легко, в едином ритме с движением рук. Взгляд строго фиксируется в направлении поворота лица.

Вторая форма рort de bras

Позиция ног - 5-я, правая нога впереди, croisé. Сначала выполняется préparation : руки из подготовительного положения поднимаются в 1-ю позицию, затем правая отводится во вторую позицию, левая одновременно поднимается в 3-ю. Корпус удерживается прямо. Голова во время поднимания рук в 1-ю позицию поворачивается лицом к кистям и слегка склоняется налево. Взгляд направлен на кисти. Во время перевода правой руки во 2-ю позицию и левой в 3-ю голова поворачивается в исходное положение, направо. Вслед за подготовкой исполняется рort de bras: левая рука из 3-й позиции открывается во 2-ю, правая одновременно переводится из 2-ой позиции в 3-ю. Далее левая рука из 2-ой позиции опускается в подготовительное положение. Далее правая рука и левая синхронно переходят в 1-ю позицию и снова возвращаются в исходные позиции: правая - во 2-ю позицию, левая - в 3-ю позицию.

View the embedded image gallery online at:
http://balletida.ru/dlya-detej/formy-pordebra#sigProIda609a339d4

Из этого положения вторая форма рort de bras повторяется сначала, без препарасьона. Корпус постоянно держится прямо. Голова поворачивается вслед за рукой, которая переводится из 3-й позиции во 2-ю. Взгляд направлен на кисть этой руки. Когда левая рука опускается в подготовительное положение, голова, слегка наклоняясь вперед, поворачивается направо. Во время соединения рук в 1-ой позиции голова поворачивается лицом к кистям рук и чуть склоняется влево. При переводе правой руки во 2-ю позицию, левой в 3-ю голова поворачивается направо, то есть в исходное положение.
Заканчивается это порт де бра переносом левой руки из 3-й позиции во 2-ю и последующим движением обеих рук вниз в préparation. Корпус удерживается прямо. Поворот головы к левой руке, которая открывается из 3-й позиции во 2-ю позицию. При возвращении в подготовительное положение голова слегка налоняется вперед и к правому плечу.

Третья форма рort de bras

Позиция ног 5-я, правая впереди, croisé. Сначала выполняется préparation: руки из подготовительного положения поднимаются через 1-ю позицию во 2-ю. Корпус удерживается прямо. Голова во время поднимания рук в 1-ю позицию поворачивается лицом к кистям и слегка наклоняется налево, взгляд направлен на кисти. Когда руки открываются из 1-ой позиции во 2-ю позицию, голова поворачивается к правому плечу.
После этой подготовки исполняется рort de bras: руки опускаются в подготовительное положение, корпус одновременно наклоняется вперед. Далее, когда руки поднимаются через 1-ю позицию в 3-ю, корпус одновременно выпрямляется. Затем 3-я позиция рук фиксируется, а корпус в этот момент перегибается назад. После этого он выпрямляется, одновременно руки раскрываются во 2-ю позицию. Голова при наклоне корпуса вперед наклоняется вместе с ним, взгляд сопровождает движение кисти правой руки. При выпрямлении корпуса голова поворачивается к правому плечу. Во время сгибания корпуса назад и разгибания голова сохраняет то же положение.

View the embedded image gallery online at:
http://balletida.ru/dlya-detej/formy-pordebra#sigProId707f85f7a6

Заканчивается это рort de bras движением рук вниз из 2-ой позиции в подготовительное положение. Корпус удерживается прямо. Голова повернута направо. Новый элемент в 3-й форме рort de bras - перегибание корпуса; выполнять его надо плавно, со свободно опущенными и раскрытыми плечами, с точным положением рук и головы. Нагибаться вперед следует в поясничных позвонках, а не в тазобедренных суставах, не сутулиться или поднимать плечи, поджимать подбородок или задерживать голову, поднимать корпус и голову - также плавно и стройно.
Сгибаться назад следует, по возможности, всем позвоночным столбом (всеми позвонками), а не только в поясничной области и сохранять при этом устойчивость. Голова отклоняется настолько, чтобы шея не испытывала чрезмерной нагрузки - оставалась свободной. Руки во время наклона корпуса вперед должны одновременно опускаться в préparation. При выпрямлении корпуса руки синхронно поднимаются в 1-ю позицию и переводятся в 3-ю поступательно, без задержек. Когда корпус перегибается назад, руки отклоняются вместе с ним, но не заходят за линию плеч и строго выдерживают 3-ю позицию. При выпрямлении корпуса руки плавно и синхронно раскрываются во 2-ю позицию.

Четвертая форма рort de bras

Позиция ног 5-я, правая впереди, croisé. Сначала выполняется préparation: руки из préparation поднимаются в 1-ю позицию, далее переводятся левая в 3-ю, правая во 2-ю. Корпус прямой, голова к правому плечу.
Затем исполняется рort de bras - левая рука переводится из 3-й позиции во 2-ю, правая остается во 2-ой, обе кисти обращаются ладонями вниз. Корпус одновременно поворачивается влево с незначительным прогибом назад. Далее руки соединяются в 1-ой позиции, при этом левая проходит через préparation, и снова занимают исходные позиции. Корпус в это же время возвращается в первоначальное положение и так удерживается до конца упражнения. Голова при переводе левой руки из 3-й позиции во 2-ю поворачивается лицом к ее кисти. При повороте корпуса влево голова поворачивается лицом к правому плечу и чуть склоняется в ту же сторону. Когда руки соединяются в 1-ой позиции, голова поворачивается лицом на кисти рук и чуть склоняется влево. Во время перевода левой руки в 3-ю позицию, правой во 2-ю голова возвращается в исходное положение.

View the embedded image gallery online at:
http://balletida.ru/dlya-detej/formy-pordebra#sigProIdde8f57f499

Заканчивается четвертая форма рort de bras опусканием левой руки из 3-й позиции во 2-ую, затем следует движение обеих рук из 2-ой позиции в préparation. Корпус удерживается прямо. Голова в сторону левой руки, в момент когда она опускается из 3-й позиции во 2-ю, при возвращении обеих рук в préparation голова слегка склоняется вперед и поворачивается к правому плечу.

Пятая форма рort de bras

Позиция ног 5-я, правая впереди, croisé. Сначала выполняется préparation: руки из подготовительного положения поднимаются через 1-ю позицию, затем правая переводится во 2-ю, левая в 3-ю. Корпус удерживается прямо. Голова повернута к правому плечу. Из это положения начинается пятая форма рort de bras: корпус наклоняется вперед, в это время левая рука опускается в 1-ю позицию, правая через подготовительное положение подводится к ней. Затем корпус выпрямляется с легким круговым отклонением в левую сторону, руки сохраняют 1-ю позицию. Далее корпус, выравниваясь, начинает перегибаться назад, одновременно правая рука поднимается в 3-ю позицию, левая раскрывается во 2-ю позицию. После этого усиливается перегибание корпуса, руки одновременно переводятся правая во 2-ю позицию, левая в 3-ю. В завершении, корпус выпрямляется, руки остаются в том же положении.

View the embedded image gallery online at:
http://balletida.ru/dlya-detej/formy-pordebra#sigProIdc790b5df36

Перед наклоном корпуса вперед голова, слега приподнимаясь, поворачивается лицом в сторону левой руки, взгляд - на кисть. Во время наклона корпуса вперед взгляд сопровождает движение этой руки. При выпрямлении корпуса голова слабо склонена влево и повернута лицом на кисти рук, находящихся в 1-ой позиции. Во время последнего перевода рук (правой во 2-ю позицию, левой - в 3-ю позицию) голова поворачивается к правому плечу и так удерживается до полного выпрямления корпуса.
Заканчивается пятая форма рort de bras (так же как и предыдущая) опусканием левой руки из 3-й позиции во 2-ю позицию, затем - обеих рук из 2-ой позиции в подготовительное положение. Корпус держится прямо. Голова поворачивается к левой руке, когда она опускается из 3-й позиции во 2-ю, при возвращении обеих рук в подготовительное положение слегка склоняется вперед и, выравниваясь, поворачивается к правому плечу.

Шестая форма рort de bras

Перед началом этого упражнения выполняется подготовка. Исходная позиция ног - 5-я, правая впереди, croisé. Исполняется demi-pliè, правая нога скользящим движением вытягивается вперед на croisé, далее осуществляется переход на эту ногу в позу croisé назад. Руки во время отведения ноги вперед поднимаются из подготовительного положения в 1-ю позицию. Когда делается переход на отведенную ногу, правая рука раскрывается во 2-ю позицию, левая поднимается в 3-ю. Корпус удерживается прямо. Голова во время поднимания рук в 1-ю позицию поворачивается лицом к кистям, при переходе на отведенную ногу - поворачивается к правому плечу.
С этой позы начинается шестая форма рort de bras. Выполняется глубокое demi-pliè на правой ноге, левая одновременно с вытянутым коленом, подъемом и пальцами скользящим движением носка по полу отводится назад на croisé возможно дальше от опорной ноги. Затем делается переход на вытянутую левую ногу, не подтягивая ее предварительно к правой. В конце перехода правая нога подтягивается к левой, скользя носком по полу, и остается отведенной вперед на croisé. Далее выполняется переход вперед на правую ногу через проходящее demi-pliè по 4-ой позиции в первоначальное положение. Корпус во время глубокого demi-pliè до предела наклоняется вперед, руки - в исходном положении: правая остается во 2-ой позиции, левая в 3-й. Во время перехода на левую ногу корпус выпрямляется, руки соединяются в 1-ой позиции. Вслед за этим корпус сильно перегибается назад с круговым отклонением влево, как в пятой форме рort de bras; руки одновременно переводятся: правая в 3-ю позицию, левая во 2-ю. Когда корпус возвращается в исходное положение, правая рука переводится во 2-ю позицию, левая - в 3-ю. Голова перед наклоном корпуса вперед поворачивается к левой руке, лицо и взгляд обращены на ее кисть. Во время наклона корпуса вперед голова наклоняется вместе с ним в такой же мере. При выпрямлении корпуса она слегка наклоняется влево. лицо и взгляд направлены на кисти рук, находящихся в 1-ой позиции. Когда корпус перегибается назад, голова поворачивается налево и одновременно с последним переводом рук поворачивается направо.

View the embedded image gallery online at:
http://balletida.ru/dlya-detej/formy-pordebra#sigProId28f9492814

Заканчивается шестая форма рort de bras так же, как пятая, опусканием левой руки из 3-й позиции во 2-ю, затем - обеих рук из 2-ой позиции в подготовительное положение. Корпус удерживается прямо. Голова поворачивается к левой руке, когда она опускается из 3-й позиции во 2-ю, при возвращении обеих рук в подготовительное положение слегка склоняется вперед и, выравниваясь, поворачивается к правому плечу. Важно помнить, что руки во всех движениях следует держать вытянутыми. Изгибу же рук надо придавать округлую форму и не допускать образования углов в локтевых суставах и на запястьях. Каждый раз, когда руки двигаются, чтобы принять определённую позицию, локти запястья, которые следует держать определё нным образом, дополняют их движение. Это скоординированное движение обеих рук, локтей и запястий придаёт исполнению грациозность и изящество. Руки в танце передают особую выразительность.

В качестве послесловия: Пордебра составляет единое целое с другими движениями классического танца. Когда даётся экзерсис усложнённый, с комбинацией различных па, руки включаются в общее движение и играют весьма важную роль.

Балет для детей и взрослых в школе-студии балета "Иданко". Обучение балету детей в возрасте от 3 лет. Подготовка к основному курсу, ритмика, классический танец. Опытные педагоги хореографии. Выступления детей на сцене. Справки и запись в школу балета +7 499 398-17-68.